Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
ПАМЯТНИК ИДИОТИЗМА (рецензия на книгу Сапармурата Ниязова 'Рухнама')
 
Источник: www.erkin.net

'А когда им говорят: 'Не распространяйте нечестия на земле!' - они говорят: 'Мы - только строящие благое' [Коран, Сура 2, стих 10].

Туркменские муллы сейчас решают вопрос о том, какие из фрагментов книги Сапармурата Ниязова использовать в качестве молитв, и к какому жизненному случаю рекомендовать 'канонизировать' определённую 'молитву'. В республике начинается практика приношения клятвы на 'Рухнама' (вместо Корана или Конституции).

'Мне - вчерашнему сироте, - пишет Сапармурат Ниязов в 'Рухнама', - сейчас подчиняется весь народ: меня весь народ на руках носит'. Человек, взявший, как говорится 'без единого выстрела', единоличную власть над четырьмя миллионами своих соплеменников, должен обладать хватким умом, и интересно посмотреть, что же он написал.

'Я не держал в себе злые советы, - пишет Сапармурат Ниязов, - а выплевывал их, словно пули'. 'Рухнама' - это арсенал ниязовских пуль.

ТАЙНА ТУРКМЕНСКИХ ИСТОРИКОВ

В первой половине 1990-х годов Сапармурат Ниязов несколько раз собирал историков, сначала предлагал, а потом приказывал им написать 'новую, настоящую' историю туркмен. Вначале я думал, что речь идёт о том, чтобы вместо слов 'добровольное присоединение туркмен к России', в учебниках истории написать слова: 'насильственное присоединение'.

Однако и после того, как известные историки-академики в этом месте 'переписали' историю, Сапармурат Ниязов продолжал, всё более раздражаясь, приказывать написать 'принципиально новую, настоящую историю туркмен'. Несколько раз я встречался с отдельными историками после таких 'наставлений'. Они выходили после этих бесед мрачные и потерянные. На мои вопросы никто, ничего толком не отвечал, что само по себе было странным.

Несколько лет я не мог понять, чего это такого не могут написать историки, готовые Сапармурата Ниязова провозгласить пророком и даже Аллахом. Однако они так и не написали. Тогда Сапармурат Ниязов воскликнул: 'Я сам напишу, самую правдивую и самую научную историю туркмен!' Обещанный 'научный трактат' ныне вышел под названием 'Рухнама' (в контекстуальном переводе: 'Борьба Духа' или 'Моя борьба'), и загадка туркменских историков раскрылась.

ГРЕХОВНОСТЬ КНИГИ САПАРМУРАТА НИЯЗОВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАНОНИЧЕСКОГО ИСЛАМА

Текст книги начинается с греховного утверждения: 'Великий Аллах, - пишет Сапармурат Ниязов, - вложил 'в моё сердце идею написания этой книги - Рухнама туркмен'. В Коране содержится предостережение подобным самозванным пророкам: 'Горе же тем, которые пишут писание своими руками, а потом говорят: 'Это от Аллаха', - чтобы купить за это небольшую цену! Горе же им за то, что написали их руки: [Сура 2, стих 79]'.

Сапармурат Ниязов не только пренебрёг этим предупреждением, но и агрессивно противостоит ему, говоря о том, что он написал 'Рухнама' для того, 'чтобы это книга была книгой туркмен после Корана'. То есть автор претендует на то, чтобы его 'Рухнама' считалась продолжением Священного писания мусульман! 'Рухнама, - пишет Сапармурат Ниязов, - должна стать центром этой вселенной'.

Сапармурат Ниязов самовлюблённо и на разные лады уверяет читателей в своей богоизбранности, он пишет: 'Возлагаемая на меня ответственная ноша - применить весь мой ум, физические и духовные возможности, чтобы вести мой народ вперед, - была дана мне Аллахом'.

Книга Сапармурата Туркменбаши еретична ещё и тем, что он в ней пытается показать правомочность присутствия в исламе огнепоклонничества, язычества (политеизма) и спиритизма. Он вызывающе пренебрегает основополагающим постулатом ислама: 'Нет бога, кроме Аллаха, и Магомет пророк его'.

РАЗГАДКА ТАЙНЫ ТУРКМЕНСКИХ ИСТОРИКОВ И ПУСТУЮЩИХ ОТЕЛЕЙ АШХАБАДА

Книга Сапармурата Ниязова претендует на, чтобы изложить 'новую, саму правдивую историю туркмен'. Изложим ниже вкратце исходные исторические вехи, бегло обозначенные автором. Начнём с части первой книги, названной: 'Туркмены'.

В своём 'историческом' труде Сапармурат Ниязов пишет, что туркмены существуют 'со времени возникновения человечества'. Человечество, в своём современном виде, возникло, в соответствии с современными научными данными, около 40-50 тыс. лет назад. Таким образом, в соответствии с 'открытием' туркменбаши, туркменский этнос существуют не менее 40 тыс. лет.

После своего возникновения, 'туркменский народ, - пишет Сапармурат Ниязов, - прошел длинный исторический путь, проложенный пророком Нухом'. Коранический персонаж и персонаж туркменского фольклора 'Нух', как известно, соответствует библейскому герою 'Ною'.

'Пророк Нух [Ной], - продолжает Сапармурат Ниязов, - для сыновей своих - потомков Яфеса [Иафета] создал территорию Туркменистана, ставшую нашей прародиной. Всевышний дал возможность туркменам плодиться, размножаться и расселятся'.

Во-первых, если следовать каноническим текстам, то Всевышний ещё на пятый день Творения сказал ВСЕМ людям: 'плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю'. Возможно Сапармурат Ниязов узнал, из каких-то, только ему ведомых источников, что Всевышний для туркмен такое указание повторил специально. Поистине Корану далёко до подобных откровений!

Во-вторых. Ной, как известно, потомок Адама в девятом колене (а Яфес-Иафет, соответственно, в десятом). Контекстуально Сапармурат Ниязов намекает на то, что туркмены в корне своём иудеи. В таком случае читателя не должно удивлять, что туркмены - богоизбранная нация.

В-третьих, безусловно, открытием мирового значения, надо считать обнаруженный академиком Сапармуратом Ниязовым факт, что потомки Ноя, сыны Иафета, переселились (вероятно, сразу после Великого потопа) на территорию современной Туркмении и 'создали нашу [туркмен] прародину'.

Далее академик Сапармурат Ниязов совершает не менее ошеломляющее открытие. Он пишет: 'Пророк Нух [Ной] распространил среди родных первую книгу всевышнего 'Авесту'' ('родные' Ноя - это мы, - туркмены!). До сих пор считалось, что 'первой книгой Всевышнего' является Ветхий Завет. Теперь выясняется, что первой книгой Всевышнего является 'Авеста' - древнеиранский религиозный памятник, собрание священных книг зороастризма.

Здесь невеликий баши дарит нам ещё две сенсационные находки. Первая: выходит Ной - основоположник зороастризма. Вторая: Зороастр (Заратуштра) - бесчестный плагиатор, нагло приписавший себе учение Ноя, 'нашего праотца'. Таким образом, иранцы бесчестно приписали себе авторство 'первой книги Всевышнего', отобрав его у туркмен!

Перечень сногсшибательных (я бы сказал 'мозгодробительных') открытий Сапармурата Ниязова на этом не заканчивается. '5 тысяч лет назад, - пишет он, - туркменский народ ведет свою историю от родоначальника Огуз-хана'.

Прежде никто в мире не знал, и не догадывался, что Огуз-хан, прямой потомок Ноя (то есть тоже 'как бы' иудей). Кроме того, историки, в том числе и туркменские, 'ошибочно полагали', что Огуз-хан жил 500 лет назад, а не 5 тысяч, как это внезапно обнаружил академик Сапармурат Ниязов. Утёр он нос учёным мужам. Выходит, ведь не зря закрыл Туркменскую Академию наук - он один, на трёх страницах, изложил больше научных открытий, чем вся академия наук, вместе взятая, за всё время своего существования. Так раскрылась тайна туркменских историков, - как бы они не 'прогибались' перед туркменбаши, но написать такого не могли.

Сапармурат Ниязов пишет в своей книге: 'В считанные годы Ашхабад превратился в: самый важный город в мире'. Ожидается, что скоро в Туркмению хлынет толпа паломников со всех концов света. Поклониться пророку Сапармурату Ниязову, и поцеловать края его одежды, будут стремиться все короли, ханы, президенты и настоятели церквей. Вот для чего в Ашхабаде пустуют столько предусмотрительно построенных 5-ти звёздочных отелей - они ждут высокопоставленных гостей со всего мира...

"ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ НЕНАВИСТЬ" К СССР-РОССИИ

Сироту Сапармурата Ниязова советская власть воспитала, дала высшее образование и поставила во главе Туркменской ССР. Хотя Сапармурат Ниязов уверяет, что это был 'промысел божий', тем не менее, вопрос о его выдвижении и назначении решался в аппарате ЦК КПСС. Не будь советской власти, Ниязов не был бы президентом Туркмении. Всё же, туркменбаши считает российско-советский период самым плохим периодом в истории туркмен. Не смотря на то, что за российско-советский период увеличилась численность туркмен в Туркмении более чем в десять раз, сформировался туркменский литературный язык, развилось образование, здравоохранение, национальная культура и т.д.

'За 75 лет [советской власти], - пишет Сапармурат Ниязов, - туркмены сделались не способными создавать духовные ценности'. Не вполне ясно, чем продиктована эта клиническая необъективность. Ведь большая часть духовно-культурных ценностей - национальная художественная литература, поэзия, драматургия, кино, классическая музыка, научные работы, система образования, включая высшее, и многое, многое другое, - созданы именно за эти годы.

'Мы почти 100 лет имели плохое воспитание, - продолжает Сапармурат Ниязов, - Мы целый век были разрознены. Нас били, избивали, 'сажали', стреляли, убивали!!!'. Если речь идёт об установлении советской власти и проч., то это касалось всего СССР. Однако о геноциде туркменского народа при СССР не было и речи, если когда и можно использовать это понятие, то только применительно к ниязовскому периоду правления.

'На любом Бюро ЦК КПСС или на пленуме, на любом всесоюзном совещании в Москве, - продолжает Сапармурат Ниязов, - в обязательном порядке критиковали туркмен. Нас ругали за плохое историческое прошлое'. Никто не ругал туркмен за 'историческое прошлое', да это и абсурдно, а уж чтобы это делать на 'каждом партийном совещании', то что же у ЦК КПСС не было других проблем?!

Не цитируя других проявлений неприязненного отношения Сапармурат Ниязова к России - СССР, отметим, что это чувство очень активно и, вероятно, проистекает из какой-то глубокой обиды. Знакомство с его вполне благополучной 'взрослой' биографией, указывает на то, что эта травма была получена в детстве.

16 февраля 2001г. 'Российская газета' писала, что Сапармурат Ниязов воспитывался в детском доме 'по Макаренко'. 'Российская газета' является авторитетным официальным изданием РФ и можно предположить, что автор этой публикации был человеком достаточно информированным.

В современных работах некоторых исследователей (например, серия материалов Бориса Парамонова по 'Радио Свобода'), показано, что в детских домах 'по Макаренко', господствовали полу-уголовные обычаи и дисциплина. В частности, там использовались гомосексуальные отношения как один из инструментов 'наведения порядка и повышения послушаемости'.

Сапармурат Ниязов характеризуется преподавателями, сослуживцами и 'старшими товарищами' как человек послушный и исполнительный. Возможно, непреходящая обида невеликого баши на советскую власть проистекает из-за каких-то унизительных обстоятельств его нахождения в детском доме, в заведении, которое в его восприятии прямо ассоциировалось с СССР (Россией).

Потому советская власть, несмотря на то, что сделала его главой Туркмении, вызывает у него устойчивое и активное отвращение. Вероятно, Сапармурат Ниязов не согласен рассматривать собственное 'возвышение на трон' как достаточную компенсацию за перенесённые унижения. Вследствие этого его 'Рухнама' - 'гневная отповедь советской власти'.

"СМЕРТЕЛЬНАЯ ОБИДА" НА РОДСТВЕННИКОВ

Сапармурат Ниязов 'вспоминает' как в 1940г., в 8 лет, произнёс следующие слова: 'Дорогие мои, память о Вас и о моем отце будет жить в моем сердце до конца дней моих, даст мне терпение, даст мне силу, - поставил я себе цель, пусть поддержит меня Аллах, я достигну своей цели!'. Недоброжелатели утверждают, что Сапармурат Ниязов до 13-14 лет страдал непроизвольным ночным мочеиспусканием и очень страдал от этого. Он поставил себе цель избавиться от этого недостатка, но взамен приобрёл много других.

В главе первой 'Рухнама' Сапармурат Ниязов вспоминает: родственники 'писали мне, что отреклись от меня'. Он никак не объясняет причин этого отречения родственников. Однако, понятно, для того, чтобы сельские ('традиционные') туркмены отказались от своего родственника, да ещё по мужской линии, нужны очень веские причины. И эти причины, возможно, связаны с отцом Сапармурата Ниязова - Атамурадом Аннаниязовым, почему-то уехавшим из родного села Кипчак. Возможно вследствие этих же причин Сапармурат Атаевич взял только первую часть имени и вторую часть фамилии своего отца (как бы символически отрекаясь от него).

До недавних лет Сапармурат Ниязов не то стыдился своего отца, не то был в обиде на него. Только в последнее время было 'разрешено' говорить о нём и 'увековечивать' его память. История с его кончиной также неясна - его останки, якобы, найдены и на Северном Кавказе, и в Татарстане. Какие из них настоящие - неясно, генетическая экспертиза не проводилась (во всяком случае, результаты её не обнародованы). Возможно останки его отца находятся совсем в другом месте.

С матерью Сапармурата Ниязова тоже нет полной ясности, во всяком случае, высказываются противоречивые версии. Его 'юридическую' мать, как указывается в альманахе 'Туркмены' (М.: Туркмен азат, Январь-февраль 1995г., стр. 83), звали Огульбоссан (в более поздней версии - Огульсултан), в девичестве - Атамурадова.

В соответствии с другой информацией (Центрально-Азиатские страницы. Информационная сводка по Туркменистану. М.: ИЭГ, ?6, 1996 г.) у отца Сапармурата Ниязова было две жены. Старшая жена - туркменка по имени Курбансолтан (или Оугульсултан). Младшая - курдиянка, 'привезённая' отцом Сапармурата Ниязова из Ирана, её звали Патма (Фатима).

Если верить бытующей в районе Кипчака молве, родная мать Сапармурата Ниязова - курдиянка Патма, скончалась на сороковой день после его рождения. Старшая жена его отца заменила Сапармурату Ниязову мать. Она же и 'записана' как мать Сапармурата Ниязова. Пожалуй, это единственный человек, по отношению к которому Сапармурат Ниязов проявляет комплекс более или менее полноценных человеческих чувств.

Ниязовская пропаганда её называет: 'Национальная мать-героиня Туркмении', 'Мать нации', 'Символ справедливости' и проч. Официальный её 'титул' - 'Гурбансолтан-эдже', может переводиться с туркменского как 'Гурбансолтан - мать наша'.

Свою родную мать Сапармурат Ниязов предпочитает не вспоминать. По туркменским обычаям он тогда не будет считаться 'полноценным туркменом', а по Конституции Туркменистана не будет иметь права быть президентом Туркмении.

Обида на родственников проходит красной нитью через 'Рухнама' Сапармурата Ниязова. Родственникам и односельчанам он тоже (как и СССР-России) не простил обиды. А родственники и односельчане, в таком контексте, это уже все туркмены. Вероятно потому, в публичном поведении Сапармурата Ниязова, всегда сквозит пренебрежительное и спесивое отношение к этническим туркменам.

Создаётся впечатление, что внутренне Сапармурат Ниязов не относит себя к этому этносу. Наверное, вследствие этого, в своём 'Рухнама', он намёками приписывает туркменам (а возможно в символической форме - себе) 'еврейское происхождение'.

"НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ" САПАРМУРАТА НИЯЗОВА, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В ЕГО "РУХНАМА"

Как и всякий 'нормальный' диктатор невеликий баши не может сдерживать свою тягу к 'великим научным открытиям'. Вот список некоторых открытий Сапармурата Ниязова, опубликованный в его 'Рухнама':

- Туркменское слово 'яр' распространилось по миру в виде 'сэр', 'херр', 'герр'.
- Открытие Эйнштейна показало, что центра вселенной нет.
- Вселенная стала бескрайней. Земля уменьшилась в миллиард раз, и население - люди - уменьшилось соответственно.
- Растительность, произрастающая на Земле, разговаривает между собой, они могут также слышать, и разговаривать краем.
- Горы, пустыни, океаны, моря, реки, леса, равнины потеряли связь с живым миром.
- Идея Коперника о вращении Земли вокруг Солнца привела к открытию Ньютона.
- Есть 380.000 разновидностей трав и все они цветут (здесь надо заметить, что науке известно только около 350 тыс. растений, то есть 30 тыс. 'трав' открыл академик Сапармурат Ниязов; однако его утверждение, что 'все они цветут' ошибочно, и, вероятно, вызвано романтическим складом его характера либо безграмотностью).

Все эти 'кухонные открытия', в полной мере показывают убогость 'научного кругозора' Сапармурата Ниязова.

В связи с его тягой к псевдонаучности вспомнился один эпизод. Однажды невеликий баши долго читал дехканам 'научную лекцию' по обращению с лопатой - эта лекция несколько дней повторялась по национальному телевидению. Вот один из тезисов его 'доклада' (в свободном переводе с туркменского): 'Если идёте по пыльной дороге, неся лопату горизонтально на плече, не останавливайтесь резко! Так как идущий за вами человек не увидит, из-за поднятой вами пыли, вашей лопаты и ударится в неё лицом. От этого он может получить тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения'. Какая трогательная забота о 'простых людях'.

"ВКЛАД ТЕРКМЕН В МИРОВУЮ НАУКУ И ТЕХНИКУ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ" - НИЯЗОВСКИЕ ЭКЗЕРЦИЦИИ

'Вклад туркмен в мировую науку и технику, их влияние на развитие мировой цивилизации' - ниязовские экзерциции

'Мы, восхищаясь, называем себя туркменами, - пишет Сапармурат Ниязов, и продолжает, - Хочу показать, что туркменский народ сделал такой же большой вклад как Великобритания, как великий индийский народ, как великий китайский народ в общую копилку мировой истории'.

Сапармурат Ниязов, по привычке, и здесь делает незаурядные открытия. В частности он пишет: 'Научно-производственные познания туркмен воздействовали на научно-производственный потенциал Европы и явились для Европы как бы 'дрожжами'. Туркмены дали своеобразный импульс и ускорение всей науке. Велик вклад туркмен в развитие жизни, науки, производства, развитие промышленности'.

Чтобы не быть голословным Сапармурат Ниязов перечисляет некоторые из открытий туркмен:

- 'Первую повозку изобрели туркмены. Повозка облегчила труд армии, государства'
- 'Переплавку руды в металл и производство из него различных изделий начали первыми в мире туркмены'
- Первые механические роботы были изобретены учеными туркменами.

Такие 'открытия' сложно комментировать в силу их полной абсурдности и оторванности от реальной истории. Вероятно, в подобных своих фантазиях невеликий баши компенсирует собственные комплексы 'тяжёлого детства'. Потому-то его 'Рухнама' большей частью похожи на 'детские сказки'.

Именно поэтому, никак не оглядываясь на факты, Сапармурат Ниязов пишет: 'Независимый Туркменистан растет за месяц как за год, превратился в развитое государство. Это видно даже слепым, и зрячие видят, и близкие, и далекие убедились. Даже сомневающиеся тоже убедились в этом. Мы гордимся тем, что Туркменистан среди развивающихся стран вышел на лидирующие позиции по авторитету в политике, экономике и культуре'.

Помню, в Казанджике раньше бытовала грубая шутка - когда какой-то человек начинал нести околесицу, ему говорили: 'Очнись, ты же испражняешься!' То же самое хочется сказать автору 'Рухнамы'.

ПРОФАНАЦИЯ САПАРМУРАТОМ НИЯЗОВЫМ ИСТОРИИ ТУРКМЕН

'Будучи студентом в Санкт-Петербурге, - пишет Сапармурат Ниязов, - я читал сотни, тысячи книг по истории Туркменистана и мне было обидно, что такая великая страна Туркменистан не имеет отдельной государственности'. Невеликому баши, далёкому от книг и науки, даже невдомёк, что в природе не существует тысяч книг 'по истории Туркменистана' (и он даже не догадывается, сколько лет надо на то, чтобы проработать несколько тысяч книг по истории).

Да и не интересуют его книги - так как тогда придётся считаться с тем, что там написано. А так он без зазрения совести может говорить: 'возраст происхождения туркмен насчитывает 5-6 тысяч лет, эта мысль некоторых людей приведет в недоумение'. Туркменский этнос складывался в промежутке между 11-м и 15-м веками н. э., следовательно, существуют около 700-800 лет. Исходя из этого, недоумение вызывает не 'возраст происхождения туркмен', а беспросветная безграмотность академика Сапармурата Ниязова.

'На протяжении тысячелетий, - утверждает Сапармурат Ниязов, - туркмены сохранили свою религию'. Ислам возник в 7 века н. э., то есть около 1300 лет назад. О какой религии идёт речь неясно и автор это сохраняет в тайне.

Туркменами, пишет Сапармурат Ниязов, - 'всего было образовано более 70 государств'. Владения туркмен простирались от Волги и Сибири до Гималаев, от Великой китайской стены до Египта, Малой Азии, Кавказа, включали Ирак, Дамаск, Иерусалим, Палестину, Армению, Азербайджан, Афганистан, Индию, Египет, Иран, Йемен, Анатолию, Османскую империю. Туркменское государство 'получало дань из десятка стран и у более 1200 народов'. Невеликий баши должен был предупредить читателей, что его книга написана в жанре ненаучной фантастики, и исключения из желания тупо пошутить.

'В Туркменистан, - самозабвенно продолжает академик Сапармурат Ниязов, - на обучение посылала своих детей знать из Индии, Китая и Византии'. Конечно, как автор, Сапармурат Ниязов имеет право писать что угодно, единственно книгу надо было назвать не 'Рухнама', а 'Сказки дедушки Туркменбаши'.

В истории туркмен Сапармурат Ниязовым выделены 5 периодов. При этом автор просто проигнорировал, что в первые три периода (до 12 века н.э.) не было ни этнонима 'туркмен', ни соответствующего этноса. У туркмен никогда ранее не было собственной государственности - но Сапармурат Ниязов, из какого-то причудливого каприза или умственной тягости, не хочет ни понимать, ни признавать этого.

Четвёртый период, с 12 века до 1991г. (то есть собственно история туркмен), характеризуется невеликим баши следующим образом: 'Этот период с точки зрения возможностей духовности был наиболее слабым периодом для туркмен. Как бы произошел откат во времени. Духовное творчество пришло в упадок. XX век оказался еще более тяжелым. Впервые туркмены попали под гнет другого государства. Дух туркмен превратился в барана. Над дверьми и воротами стали популярны головы барана - символа эпохи'.

Оторванный от народа и его истории, Сапармурат Ниязов даже не подозревает, что обычай прибивать 'от злых духов' над дверьми и воротами бараньи (козлиные) головы - это обряд тотемизма, уходящий вглубь веков.

'В последние 300 лет, - с упорством параноика продолжает свои сказки 'дедушка туркменбаши', - характер туркмен несколько изменился: авторитет народа снизился, наблюдается раздор как с соседними народами, так и между собственными племенами и объединениями племен, были часты кровопролитные столкновения; недоверие существовало друг к другу у отдельных подданств, у брата к брату, у отца к сыну; родственники враждовали, подозревая друг друга, в целом жили с недоверием друг к другу'.

То есть по Сапармурату Ниязову получается, что вся реальная (настоящая) история туркмен никуда не годится, что туркмены плохая и уродливая нация, и что было бы с туркменами, если бы Сапармурат Ниязов не возглавил этот 'пропащий народ', страшно представить.

ПРАВДА И ЛОЖЬ О ТУРКМЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

'Восемь веков, - пишет академик Сапармурат Ниязов, - нами [туркменами] руководили под лозунгом 'Разделяй и властвуй'. На самом деле туркменами 7-8 веков (до конца 19 века) никто извне не руководил. Туркменские племена жили вольницей, основу социального строя составляла так называемая 'военная демократия'. Военного и политического лидера - 'Хана', выбирали взрослые мужчины, на альтернативной основе, прямым открытым голосованием. Ниязову неприятны всякие упоминания о выборах и народном волеизъявлении - потому он объявил, что этого в истории туркмен не было.

'Мы были лишены возможности любить свой народ!' - горестно восклицает Сапармурат Ниязов. Как можно 'лишить возможности любить свой народ'?! Какой смысл он вкладывает в выражение 'любить народ'. Наверно 'любовь по ниязовски' это возможность унижать, оболванивать и обворовывать людей, тогда понятно, почему до независимости Сапармурат Ниязов был 'лишён возможности любить свой народ'.

Сколько можно, и даже через край, Сапармурат Ниязов эксплуатирует авторитет великого туркменского поэта Махтумкули. 'Наш отец Махтумкули, - утверждает Сапармурат Ниязов, - мечтал о независимом туркменском государстве'. Махтумкули, живший в 18-м веке, не мог мечтать о туркменском ('этническом') государстве. Сама идея об этнических, 'национальных' государствах появилась позднее, с появлением национальной буржуазии.

Махтумкули говорил о прекращении вражды и объедении нескольких конкретных племён, то есть призывал к тому, что было актуально для той эпохи. Нисколько не считаясь с реальной историей, Сапармурат Ниязов декларирует: 'Каждый туркмен, неся в себе духовность, до XVII века свою судьбу оценивал, исходя из критериев народа, государства'. Даже сейчас у отдельных представителей туркменских племён есть настроения об образовании 'своего', 'племенного' государства, так как они туркмен из других племён считают представителями 'другой' нации. Что же там говорить о 17-м веке?

'Я с детства мечтал иметь свою туркменскую Родину в виде государства', - утверждает Сапармурат Ниязов. Во всей книге 'Рухнама' не содержится ни намёка на истинных создателей, 'отцов-основателей' Туркменистана Кайгысыза Атабаева и Недирбая Айтакова, и на роль России-СССР в создании туркменской государственности. Если бы Россия не пришла в центрально-азиатский регион - то там оставались бы, существовавшие до её прихода полиэтнические государства, такие как Хивинское ханство и Бухарский эмират. Часть нынешней территории Туркменистана была бы присоединена к ним, а часть отошла бы к Ирану и Афганистану. Туркменистана просто не было бы.

Только огромный авторитет в большевистской элите Кайгысыза Атабаева и Недирбая Айтакова позволили им так широко 'отчертить' границы современного Туркменистана, при разделении центрально-азиатского региона на 'союзные республики'. Однако имена их вымараны из современных учебников истории Туркменистана.

Теперь туркмены 'будут знать такую историю'. Оказывается, Туркменистан в современных границах существует 5-6 тысяч лет, и границы эти прочертил сын Ноя - Иафет. Потомком Иафета был Огуз-хан, при котором, и после которого, туркмены владели половиной мира и были центром, 'дрожжами' человеческой цивилизации. Затем туркмены 800 лет деградировали, но пришёл Сапармурат Ниязов и вернул стране былое величие.

Потому-то, уверяет 'спаситель нации': 'Сегодня Туркменистан удивляет мир развитием честного, равноправного общества'. Если сегодня Туркменистан чем-то удивляет мир - так это обыкновенным башизмом, - уродливым и мерзопакостным строем, опозорившим туркменский народ на весь мир и прекратившим его в международное посмешище.

Это не мешает Сапармурату Ниязову с циничным весельем восклицать: 'Эх, туркменский мой народ! Будь доволен своим состоянием! :У добропорядочного человека дела всегда будут идти хорошо. Если чиста душа, то и успехи будут'. Если бы был международный конкурс циников, то невеликий баши там занял бы первое место, а второе и третье места не стали бы присуждать - рядом с ним него поставить.

УМСТВОВАНИЯ И СЕНТЕНЦИИ

Книга Сапармурата Ниязова переполнена доморощенными философизмами и откровениями. Для полноты впечатления приведём лишь ничтожно малую часть из них:

- Туркмена может сделать только туркмен!
- Говорят, что 'палка о двух концах'. Я в своей практике встретился с третьим концом палки. В третьем конце палки подразумевается сила Аллаха!
- Делайте добро, и плохое постепенно исчезнет.
- Что такое счастье? - это Солнце и Луна; что самое красивое? - быть в ладу с природой; что самое сильное? - Ум; что самое хорошее - это счастье.
- Целостность - показатель качества, целостность также показывает организованность.
- Дорогой мой народ, люби человека, и человек будет любить тебя:
- Поливальщик может и с водой и без воды засушить и загубить урожай. Аллах тоже поливальщик!

'Нет возможности, - сожалеет Сапармурат Ниязов, - все мои записи включить в Рухнама, может быть, я это издам отдельной книгой'. Так что не за горами новый башистский блокбастер 'Рухнама-2'.

ЧТО ТАКОЕ НИЯЗОВСКАЯ "РУХНАМА"?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к объяснениям самого Сапармурата Ниязова. Он, в частности, пишет:

- 'Рухнама' - книга туркмен, а также дружественных и соседних нам народов.
- 'Рухнама - украшение лица и сердца туркменского народа'.
- 'Книга туркмен создана для выбора правильного пути'.
- 'Рухнама - эта попытка туркменского народа оценить себя'.
- 'Рухнама - это один корабль. Этот корабль в туркменской истории'.
- 'Рухнама: является [как и марксизм!] руководством к написанию мировоззренческой и духовной истории'.
- 'Все великие изменения мы должны претворить в жизнь с помощью нашей книги Рухнама!'
- 'Я переворачиваю прошлое в будущее. Я с помощью Рухнама нанизал на одну нить прошлое, настоящее и будущее'.
- 'В Рухнама собрано тысячелетиями развивавшиеся исторический разум и духовная сила - энергия'.
- 'Книга Рухнама в Золотой век туркмен должны стать силой, обеспечивающей урожай целей и задач, рвение сердца и разумным направляющим'.
- 'Заботящийся о своем духовном мире и о физическом и умственном развитии, по-настоящему считающийся туркменом, черпает информацию из Рухнама, которая вызывает клокотание сердца, предчувствие возвышенного и вызывает на исполнение каких-то возвышенных поступков'.
- Я создал книгу Рухнама для того, чтобы она была путеводным светочем народа.

Ниязовская 'Рухнама', как хорошо видно из приведённых цитат, это гимн самовосхваления. Не будем давать этому оценок, приведём лишь цитату из этой же книги: 'Если кто-то хвалит свои идеи, - пишет Сапармурат Ниязов, - то его идеи не оригинальны'. С этой самооценкой автора нельзя не согласиться, хотя это и мягко сказано.

КАК ТРИ ЧУДА СОЗДАЮТ ФИГУРУ ИЗ ТРЕХ ПАЛЬЦЕВ

'Наше государство, - вдохновенно фантазирует Сапармурат Ниязов, - включает три чуда: национальная Независимость, вечный Нейтралитет и Рухнама Туркмен'.

То, что ниязовская 'Рухнама' - это 'чудесное' сочетание безграмотной амбициозности, цинизма и лживости, понятно даже после знакомства с первыми её страницами.

Другое 'чудо', присвоение статуса нейтрального государства Туркменистану, на поверку оказывается дешёвым пропагандисткам трюком. 'В 1995 году 12 декабря, пишет Сапармурат Ниязов, - 185 стран проголосовали за Туркменистан на Генеральной Ассамблее ООН, где нам дали Нейтралитет'. Далее он утверждает: 'Туркменистан находится в деловом диалоге с ООН, в особенности после получения статуса Нейтралитета'.

Весь фокус заключается в том, что ООН не утверждала и не 'давала' Туркмении статуса нейтрального государства. ООН лишь приняла к сведению 'Декларацию (Заявление) Туркменистана о нейтралитете'. Иными словами, Туркмения взяла на себя обязательства соблюдать нейтралитет. ОНН не стала против этого возражать (да и что тут возражать). Декларация о нейтралитете Туркменистана не имеет никакой юридической силы и никого ни к чему не обязывает. Как, например, если бы некто объявил всем своим знакомым, что он стал вегетарианцем. А потом, через некоторое время, он вдруг снова начал есть мясо, - то на это никто не обратил бы особого внимания.

И, наконец, третье 'чудо' Сапармурата Ниязова - 'национальная Независимость'. 'Мои сестры, матери, - с умилением провозглашает невеликий баши, - ходите с улыбкой. Живите счастливо - у вас есть великолепное государство'.

В чём же его великолепие? А в том, поясняет Сапармурат Ниязов: 'Я дал бесплатно населению муку, газ, электроэнергию и соль'! Ну, такой добрый дядя, - вытащил из своего кармана и 'отдал людям'. Муку сельское население может получать (с перебоями) 'по карточкам', потребление электричества лимитировано. Но лучше бы Сапармурат Ниязов 'отдал' населению ежемесячную зарплату, эквивалентную 2 тыс. долларов США, которую он обещал во время своей предвыборной компании, и не надо ничего 'бесплатного'.

Потребление, например, мяса в ниязовское время в Туркмении уменьшилось в 10 раз, по сравнению с 1970-80-ми годами (вероятно,поэтому Сапармурат Ниязов пишет: 'Хлеб - главнее мяса'). Другие проблемы - с образованием, здравоохранением, наркотизацией молодёжи, детской смертностью, стагнацией экономики и т.д., и т.п., - общеизвестны.

Таким образом, получается, что независимость оказалась чудом только для одного человека - невеликого баши. Для остальных туркмен 'три чуда' Сапармурата Ниязова оказались фигурой из трёх его жирных пальцев, цинично сунутых народу под нос. Поэтому автору можно верить, когда он говорит: 'Я: вдохновляюсь нашим вечным Нейтралитетом', - безнаказанность всегда вдохновляет преступника.

ЧТО ЕЩЕ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ "РУХНАМА" САПАРМУРАТА НИЯЗОВА?

О содержании своей книги Сапармурат Ниязов, во втором разделе первой главы, пишет следующее:

'Пиком миропонимания Рухнама являются выдвинутые мною политические, экономические и жизненные шаги с национальным оттенком, руководство целей и задач как ключ к различным разгадкам всесторонних аспектов общественного развития'.

Надо заметить, что и при самом внимательном прочтении, в этой книге не удаётся обнаружить описания ни 'политических, экономических и жизненных шагов', ни описания целей и задач, ни, тем более, 'ключа к различным разгадкам всесторонних аспектов общественного развития'.

Возможно, невеликий баши, занятый важными государственными делами, просто забыл это вставить в книгу.

СВЕРХЗАДАЧА КНИГИ "РУХНАМА" САПАРМУРАТА НИЯЗОВА

Сапармурат Ниязов не раз говорил, что 'народу достаточно 4-х классов образования'. Продолжительность среднего образования он пока сократил до 9-ти лет, по ряду специальностей высшего образования срок обучения сокращён до 3-х лет. Уровень общего среднего образования в Туркмении таков, что сегодня большинство выпускников сельской 'средней школы' читают по слогам и с трудом расписываются.

Ниязовская 'Рухнама' введена как самостоятельный предмет в школах. В вузах она заменяет учебники по истории, политологии, философии. Скоро она 'проникнет' и в туркменские мечети.

Сапармурат Ниязов пытается использовать тот факт, что массовое сознание туркмен сильно мифологизировано, в нём (что само по себе интересно) развиты евангелические традиции (сюжеты, имена) и язычество. Пытаясь 'оседлать' мифологию евангелических традиций, Сапармурат Ниязов пишет башистскую историю туркмен от Адама и Евы.

У молодого поколения туркмен новый алфавит. Поэтому из духовной и научной литературы они могут читать только ниязовское 'Рухнама' (классики туркменской литературы, научные труды и проч. на новом алфавите не переиздаются). Учитывая информационную закрытость Туркменистана и мифологизированность народного сознания, катастрофически падающий уровень образования, можно представить какая у нового поколения будет 'картина мира'.

Создаётся впечатление, что мечта Великого баши - 'иметь' дикий, полуграмотный, полуголодный народ, почитающий его как бога. Вероятно ему по душе бесправное, безграмотное и псведорелигиозное средневековье.

САПАРМУРАТ АТАЕВИЧ БЕРЕТ УРОКИ У АДОЛЬФА АЛОИЗОВИЧА?

Когда услышал, что Сапармурат Ниязов написал свою 'Рухнама', почему-то сразу вспомнил книги двух известных дикторов - 'Зелёную книгу' Муаммара Каддафи и 'Моя борьба' ('Майн кампф') Адольфа Гитлера.

После знакомства с 'Рухнама' Сапамурата Ниязова, я понял, что с работой М. Каддафи она не имеет ничего общего, кроме заимствованного из 'Зелёной книги' тезиса: 'Мы пойдём своим, ни на что не похожим, путём'. Правда в отличие от Каддафи (автора концепции 'третьего пути') Ниязов не раскрывает смысла этого тезиса, а просто повторяет его как заклинание.

Однако с книгой Гитлера труд Ниязова имеет потрясающее сходство, как по содержанию (структуре 'сообщения'), так и по духу. Это те же сомнительные исторические экскурсы, морализаторство, восхваление себя и нации, отсутствие ссылок на труды других авторов и источники 'исторических открытий'. А главное, дух книги, авторский посыл, тональность.

Нельзя отделаться от впечатления, что Ниязов не только внимательно прочитал 'Майн кампф', но и использовал её как наглядное пособие. Не удивительно, если впоследствии в библиотеке Ниязова обнаружится томик Великого фюрера с пометками Великого баши на полях. Кстати, словосочетания 'великий фюрер' и 'великий баши' - полные синонимы, здесь Сапармурат Ниязов не смог удержаться от прямого плагиата. Пропагандистский материал Сапармурат Ниязов прямо заимствует у коллеги. Например, один из фашистских лозунгов гласил: "Фольк, Рейх, Фюрер!". Популярный башистский девиз представляет собой также прямой его перевод и гласит: "Народ, Родина, Туркменбаши!"

Надо сказать, что сходство между Гитлером и Ниязовым не исчерпывается особенностями литературно-пропагандистского творчества. Они имеют много общего в характере и биографии. Приведём некоторые примеры сходства Ниязова и Гитлера:

1. оба написали, а вернее надиктовали, по одной книге
2. не любят учёных, не читают научных трудов, пользуются бульварной литературой
3. не разобравшись в истории, пишут 'исторические труды', выдумывая события и факты, путая даты
4. преувеличивают роль своего этноса в истории, приписывая ему 'высокое происхождение'
5. могут подолгу с умным видом говорить банальности
6. после получения абсолютной власти, отдаляются от своих соратников
7. свойственна ипохондрия, трепетное отношение к своему здоровью, недоверие врачам
8. проблемы с желудочно-кишечным трактом (Гитлер страдал желудком, у Ниязова хронический парапроктит)
9. свойственны приступы страха и депрессии
10. ярко выраженная мания (бред) величия, приписывание себе провидческих настроений с детских лет
11. тяжёлое детство, проблемы с отцом
12. наличие сексуальных проблем, не очень складная личная жизнь
13. прохладное отношение к родственникам

В связи с последним пунктом вспомнился следующий эпизод. Семья Сапармурата Ниязова (жена, дети, внуки) с 1980-х годов живут вне Туркмении (в основном в Москве). Только одна из внучек пользовалась его благосклонностью и на каникулы всегда приезжала к дедушке. Однажды, когда они в очередной раз проезжали по Ашхабаду, 9-ти летняя девочка спросила: 'Дедушка, а дедушка, а почему это везде-везде висят твои портреты и стоят памятники?! Зачем тебе одному так много?!' Диктатор посмотрел на неё с недоумением и обидой, и промолчал. После этого уже несколько лет и эта внучка стала персоной нон грата в Туркмении.

Идеология Ниязова исчерпывается двумя постулатами. Первый - о богоизбранности и величии туркменского этноса, играющего ключевую роль в прошлом и современном мире. Здесь, как представляется, есть нацизм, но в сравнительно мягкой, неагрессивной форме. Активный нацизм опасен для самого Сапармурата Ниязова - он наполовину курд, а его дети по еврейской традиции могут считаться евреями (по матери).

Второй постулат сводится к тому, что Сапармурат Ниязов - ВЕЛИКИЙ (архиуспешный правитель, доведший народ до неимоверного счастья, пророк, написавший продолжение Корана).

Есть и различия между фашистским и башистским лидерами. Первое, что бросается в глаза, - Гитлер боролся с 'врагами нации', а Ниязов борется с самой туркменской нацией. Второе - у Гитлера, безусловно, более связная и логичная речь. Третье - Гитлер не был замечен в увлечении личным обогащением.

Ещё одно различие - у Ниязова полностью отсутствует направленность на решение реальных дел. Известная азиатская поговорка гласит: 'Сколько не говори 'халва, халва', во рту слаще не станет'. Основой идеологии невеликого баши является упорное стремление её опровергнуть. Он бесконечно повторяет туркменскому народу: 'халва, халва', он написал специальную книгу 'Рухнама', основное содержание которой составляют возгласы 'Халва! Халва!' Теперь Сапармурат Ниязов терпеливо ждет, когда народ станет его горячо благодарить за то, что у него (народа) 'стало сладко во рту'.